header photo

Китай

Китай, может быть, это та страна, откуда начал свое шествие чай. Но эта история о другом - о том, как туда попал кофе. История выращивания кофе в Китае насчитывает менее чем сотню лет, когда французский священник начал выращивать кофейные деревья в долине провиции Юньнань (Yunnan). Не смотря на то, что чай остается предпочитаемым напитком в стране, выращивание кофе продолжалось, хотя и медленными темпами, до середины шестидесятых. В эти годы китайское правительство проявило большую активность и поощрила выращивание культуры арбики на 4000 гектарах. Но, увы, первоначальные надежды улетучились также быстро как и появились, к концу семидесятых под кофе осталось менее 7% площади плантаций.

Прошло более десяти лет прежде, чем Китай повторил попытку массового производства кофе. В 1988 в той же провинции Китайское правительство и United Nations Development Program (UNDP) осуществили проект по освоению земель под кофе. При помощи крупнейшей кофейной компании Nestle плантации в Юньнань стали занимать 4000 га в 1995 г. и эта площадь удвоилась к концу 1998.

Dong Zhihua, Генеральный Директор Yunnan Coffee Processing Plant и лицо координирующее от UNDP маркетинговые и производственные проекты правительства в Yunnan Coffee Industrial Corporation (YCIC), верят, что количество гектаров под кофейной культурой достигнет 17 000 к концу века и превысит 27 000 гектаров в 2005 году благодаря инициативе Правительства провиции Юньнань, заменяющее нерентабельные культуры на новые.

Но когда же потребление кофе в Китае начет стабильно расти? Юньнань дает немногим меньше, чем тонна зерна на гектар и потребление кофе остается около 15 400 тонн в 1996 году. "Не проблема, - говорит Dong Zhihua. - Тогда, когда Вы увидите, что потребление утроилось в течение двенадцати месяцев и превзошло цифру 1996 года, и превышает 12 200 тонн импортированных сырых кофейных зерен."

Одна из основных причин пика популярности кофе - частичная реформация экономической системы в восьмидесятых и открытие "дверей" миру. Экономические реформы прошли весьма успешно, средний показатель дохода городского рабочего в 14 раз превышает то, что было 20 лет назад - подвергнувшись новому влиянию Запада, китайцы по-новому оценили свои доходы. За последние десять лет также поразительно вырос уровень образования - 15% населения имеет высшее образование - страна стремительно развивает класс интеллигенции. И что может быть замечательней, как погрузиться в обсуждение бущего Китайской политической системы с чашечкой ароматной Явы?

Хотя дни Starbucks на каждом Шанхайском уличном углу - все еще далеко, международные компании кофе Nestle и Maxwell House быстро уловили тенденцию и были среди авангарда Западных компаний вышедших на недавно открывшийся рынок. Их крупные инвестиции в маркетинг и производство в конце восьмидесятых и в начале девяностых увидели почти мгновенное возвращение. "Пять лет назад, говорит г. Донг, Nescafe был словом обозначавшим кофе в Китае".

Но Юньнань не сдает позиции, с помощью г. Донга и его сильной команды Yunnan Coffee Processing Plant высоко в горах выше Куньмина, производит обработку кофе. YCIC был основан в 1990, чтобы продвигать кофе Юньнани и - в соответствии с инициативой UNDP - сделать серьезные усовершенствования в области выращивания и обработки зерен.

Начав работу только с десятью плантациями в 1996, YCIC - теперь единственный покупатель продукции более чем 100 плантаций области Юньнань - сорок из которых находятся в Simao - главном растущем регионе Китая. С каждым урожаем кофе производится кропотливая работа, чтобы усовершенствовать качество отбираемых зерен - устанавливаются эталоны проверки качества и поддержка производителей как с финансовой стороны, так и новыми технологиями. Сельскохозяйственный Отдел Юньнаньского Университета также работает с производителями кофе, чтобы защитить плантации от вирусов, болезней и вредителей, приводящих к гибели деревьев и потере урожая.

Но повышение качества - это только половина дела. В основном в стране пользовались популярностью иностранные напитки, так как это было экзотично и, потом, бытовало мнение, что свой кофе - низкого качества. Единственной областью рынка, которую удерживало кофе провинции Юньнань была "старая гвардия" - те, кто пил это, потому что это дешево. Несмотря на то, что YCIC сумел поднять качество выращенного кофе, всем понятно, что убеждение потребителей нового рынка займет время.

"Качество кофе улучшилось и улучшается чрезвычайно," говорит г. Донг. "Кофе, который Вы пьете сегодня отличается от того, который Вы будете пить завтра. Со временем потребитель поймет выгоду более дешевого, но качественного кофе."

Но, даже, несмотря на это, международные марки продолжают углублять и укрпелять свои позиции на рынках Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, что вынудило YCIC отложить начало запланированного выпуска брэндов быстрорастворимого кофе. Тем временем местное производство сконцентрировалось на производстве фильтров для кофе - область, где зарубежные экспортеры потерпели неудачу - и в планах развитие крепкого экспортного рынка фильтров.

В восполнение пренебрежительного отношения к родному кофе, YCIC делает крупные поставки в Азию: Японию, Гонконг, Корею, Тайвань, Индонезию и Сингапур. В Европе существует только один крупный покупатель - Германия. В 1997 году было экспортировано свыше 1000 тонн кофе.

Климатические условия провинции Юньнань, высота над уровнем моря и основные географические данные сопоставимы с Индонезией и Колумбией. Таким образом у провинции Юньнань нет никаких причин, чтобы не производить немного первосходного и высококачественного кофе.

География кофе

Азия

Австралия
Вьетнам
Индия
Индонезия
Йемен
Китай